Вторник, 03.12.2024, 22:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категория разделов
Электронный каталог [0]
Мои статьи [47]
Структура ЦБС [7]
Электронная картотека статей [0]
Наш опрос
Зачем вам нужна библиотека?
Всего ответов: 108
МБУ ЦБС г.Елабуга
Главная » Статьи » Мои статьи

Воспоминания о работе в Центральной детской библиотеке
 Библиотечных дел мастера

(  Воспоминания о работе в Центральной детской библиотеке )



К читателю

«Центром библиотеки является не книга, а живой человек»  
                                                                                        Н.А.  Рубакин

Библиотека представляет собой феномен культуры, знания о которой нужно хранить и приумножать. Поэтому так важно собирать, сохранять и популяризировать историю библиотек.

Выпуском  «Библиотечных дел мастера» мы продолжаем серию  «История библиотек в лицах». Во втором выпуске серии  публикуем воспоминания сотрудников Центральной детской библиотеки о годах труда отданных воспитанию юных читателей, опыт которых не теряет ценности и для наших дней.

Лучшим средством для воссоздания облика человека в контексте времени являются воспоминания, ведь иногда за несколькими скупыми строчками скрываются коллизии, достойные целого исторического повествования.

Собранные здесь воспоминания убеждают нас в непреложности старой истины: только неравнодушный и увлеченный человек может сделать даже рутинный труд интересным не только для себя, но и для окружающих.

Все представленные в выпуске материалы дают возможность детально воспроизвести прошлое, более живо и ярко представить историю библиотек.

При этом данный выпуск – это не только дань памяти сотрудникам библиотеки, но и важный источник для дальнейшего исследования истории замечательной библиотеки, чьи сокровища и традиции передавались из поколения в поколение ее сотрудников.

Сколько  еще славных имен у нас в памяти! Важно, чтобы они стали достоянием тех работников библиотек, которым не довелось познакомиться с ними лично.
 
Счастливейшее время дней моих.

«Всем хорошим, я обязан книгам» - этот афоризм М.Горького определяет миссию библиотекаря - донести это хорошее до людей.

В Елабуге выбор профессии для семиклассницы был невелик. Делема стояла между медучилищем  и  библиотечным техникумом. На родительском собрании  классный руководитель Римма Николаевна Алексеева  сказала, отмечая только ей видимые качества ученицы, что из меня получится хороший библиотекарь.

В библиотечном техникуме, куда я поступила в ? году, у меня сразу сложились хорошие отношения со студентами и преподавателями. Радостные ощущения в учебу вносили и новые предметы, и новые друзья. Замечательные преподаватели  Лина Зиновьевна Бирюзова, Вера Николаевна Ракецкая, Хасан Яруллович Яруллин, Николай Степанович Каверзин уважительно относились к учащимся. До сих пор  они вспоминаются добрым словом.

Быстро пролетели студенческие годы. И вот я уже на Урале – сельский библиотекарь. Счастливый случай помог мне поступить на заочное отделение Московского института культуры. Закончила его уже будучи заведующей читальным залом Елабужской детской библиотеки. Здесь я познакомилась с настоящими «ассами» библиотечной работы: Анной Ильиничной Калининой, Анастасией Аркадьевной Романовой, Анной Антоновной Уфимцевой - требовательными к себе и другим, активными, смело окликающими на все новое. В жизни каждого человека можно считать большой удачей встречу с теми, кто  органично сочетает в себе качества талантливого руководителя, профессионала высокого класса, мудрого наставника, верного друга и обаятельной женщины. Мне повезло, я встретила таких людей в стенах детской библиотеки.

И нам, сотрудникам, равняясь на них, следовало быть активными, инициативными, чтобы иметь успехи в работе и получать полное удовлетворение от избранной профессии. Мне очень нравилось заниматься справочно-библиографической работой, руководством чтением детей, оформлением книжных выставок, библиотечных плакатов, стендов, рекомендательных пособий «малых форм», проводить массовые мероприятия.

Основной показатель работы детской библиотеки в то время был - стопроцентный охват учащихся книгой. Центральной детской библиотекой была налажена прочная связь со школами, что обеспечивало нам возможность иметь всех школьников читателями библиотеки. Завучи по воспитательной работе, классные руководители и учителя начальных классов были постоянными читателями библиотеки. Дни Красного календаря, праздник Букваря, литературные мероприятия к юбилеям писателей и поэтов, обзоры книг в помощь школьным предметам, готовились и проводились совместно с учителями школ города.

Детская библиотека к этому времени носила звание «Библиотека отличной работы». В 1973 году сотрудники Республиканской детской библиотеки  изучали, обобщали и распространяли опыт нашей детской библиотеки, который лег в основу изданного  в Казани методического пособия.

В 1974 году в стране широко отмечался 160-летний юбилей М.Ю.Лермонтова. В это время я работала заведующией читальным залом в городской детской библиотеке №2. Проводя Лермонтовские чтения мы использовали в своей работе краеведческий аспект, связав поэзию М.Ю. Лермонтова  с именем кавалерист-девицы Н.А.Дуровой.  Взаимосвязь получилась отличная. Наши инновации не остались незамеченными и Республиканская детская библиотека направила меня за успешную массовую работу по празднованию юбилея М.Ю.Лермонтова, на его родину- село Тарханы. На мероприятие съехались писатели и поэты, актеры, библиотекари, педагоги, учащиеся, и почитатели поэзии М.Ю.Лермонтова  из многих городов Советского Союза.

Трехдневный праздник  проходил на летней поляне среди «желтеющей нивы», обрамленной молодыми дубами.

Впечатлений осталось много и на всю жизнь.

Прежде  всего - это встреча с Ираклием Андрониковым- лермонтоведом, артистом, мастером слова, автограф которого я храню, как реликвию. Среди многих мероприятий, мне особенно запомнилось выступление солиста детского хора  Всесоюзного радио и телевидения Сережи Парамонова. Так и звучит во мне до сих пор его сочный, сильный, красивый голос  на стихи поэта «Белеет парус одинокий», явившимся лейтмотивом всего праздника.

Мы побывали в городке Чембар, (ныне город Белинский), в котором прошли детство и юность В.Г.Белинского, посетили дом-музей знаменитого критика.

Своими впечатлениями и материалами я долго делилась с учащимися школ города.

В детских библиотеках города я проработала более 25 лет. Последние 7 лет в библиотеке школы №3.

Никогда не сомневалась в избранной профессии, с любовью вспоминаю пройденный путь. Тепло и приятно вспоминать хорошие дела и хороших людей.
 
26.12.2006 г. Соколова Валентина Васильевна – ветеран труда

Дочь бакенщика.

Мои родители были бакенщиками, поэтому все мое детство прошло на берегах реки Кама.

Кама – удивительная река. Порой она такая тихая, спокойная, величавая, таинственная и загадочная, а иногда так разбушуется, что становится грозной, недоступной, волны горой, а бакенщики, в любую погоду, должны ехать на лодке, устанавливать бакены в определенном месте и на определенной глубине, вечером зажигать фонари, а утром - гасить. Работать было трудно и опасно. Летом Кама  не так полноводна, а весной так разольется, что конца и края не видно.

Вот такой большой разлив, весной 1947 года, родители сложили свой небольшой домик в плот, погрузили на него свои небогатые пожитки и поплыли вниз по реке в Елабугу. Плот подошел почти к самой улице, которая называлась тогда Морской, видимо потому, что Кама, во время разлива, была похожа на море. На этой чудесной улице мы и поселились. Потом эту улицу переименовали в улицу Гоголя, ныне улица Большая Покровская. Так и живу я здесь до сих пор .

Так я оказалась в тихом, самобытном городке. с красивым названием –Елабуга, от которого веяло стариной, купечеством и послевоенной бедностью. Елабуга изменила мою жизнь кардинально. За мое холодное и голодное детство судьба одарила меня тем, что в 1950 году, после окончания библиотечного техникума, меня направили на работу в Елабужскую детскую библиотеку, что на улице Тойминской, в которой работал замечательный коллектив.

 Все молодые, доброжелательные, но уже с опытом работы. Руководила коллективом чудесная, мудрая, обаятельная, добрая и в то же время требовательная женщина Анна Ильинична Калинина. Она сыграла огромную роль в формировании моего мировоззрения и всей моей жизни.

Она имела всеобщее признание. Ее скромность, порядочность, честность, верность слову, желание достичь всего своим трудом, умение разделить чужую боль, бесконечная преданность библиотеке была примером для всех

Библиотека покорила меня, а коллектив принял как в свою семью. Первоначально обрабатывая и расставляя книги на стеллажах, я всегда удивлялась и задумывалась - сколько труда вложено в это маленькое чудо-книгу: писатели пишут; художники рисуют, наборщики набирают, переплетчики переплетают и т.д. Не зря ее называют источником знаний, спутником жизни, другом, значит ее надо любить и беречь, научиться правильно читать.

Энергичные, любознательные дети старались как можно больше читать, больше знать, подражать героям прочитанных книг. Прочитают о Павлике Морозове, хотят быть похожим на него, прочитают книгу А.П.Гайдара «Тимур и его команда», бегут помогать больным и старым, объявляют войну хулиганам и лодырям, прочтут о Марасьеве или Талалихине и хотят быть летчиками, после книги Б.Житкова хотят стать моряками и т.д.  В голове у них получается полный сумбур. Задача библиотекаря, привести этот сумбур в порядок, выявить, что главное для того или иного читателя, в чем его интерес и направить его чтение в определенное русло.

Работа с детьми для меня была очень интересной и увлекательной. Мы организовывали читательские конференции, литературные вечера, утренники, проводили громкие чтения и беседы, составляли планы чтения, оформляли книжные выставки и библиотечные плакаты. Иллюстрировали тематические картотеки.

Под руководством библиотекарей, многие читатели вели кружки по интересам. Так Неля Гарнаульт  с большим желание вела кружок «Книжкина больница». Дети подклеивали, подшивали, приводили книги в порядок. Тем самым давали ей вторую жизнь. Воспитывали бережное отношение к книге. Лена  Морковкина вместе с ребятами делала гербарии, собирали и определяли по книгам целебные растения, составляли картотеки целебных растений. Коля Тюриков организовал тимуровское движение. Они помогали бабушка и дедушкам колоть дрова, приносили воду, стояли в очередь за хлебом. Подобных примеров было много. Книги помогали детям не только хорошо учиться, но и умело организовать свой досуг, творить добро.

Чтобы успешно организовать работу с детьми, умело вести руководство чтением, необходимо хорошо знать не только библиотековедение и библиографию, но и педагогику и психологию, быть в курсе всех событий в стране . Проработав шесть лет я поняла, что знаний , полученных в техникуме, уже недостаточно. Назрела необходимость в повышении квалификации. Анна Ильинична поддержала меня и помогла поступить на заочное отделение Московского государственного библиотечного института, а затем оказывала всяческую помощь не только в работе и учебе, но и в домашних хлопотах и заботах, помогала преодолеть все трудности и невзгоды. С ней можно было говорить обо всем, даже о самом сокровенном.

Если мне в детстве мама говорила: «Несмотря на голод и великие трудности, учись, старайся, война все равно кончится, Россию не сломать не победить», то теперь Анна Ильинична, тоже как мама, говорила: «Учись, старайся преодолеть трудности, потом будет легче».

Она умела и хвалить и ругать, но делала это изящно, чтобы догадливые слушатели между строк улавливали, что объективно вызывает ее несогласие и каковы причины этого. Она сделала поистине много прекрасного, вошла в историю библиотечного дела Елабуги, но и в судьбу ее последователей.

Надо сказать. Что супруги Калинины - Анна Ильинична и Александр Кузьмич-преподаватель русского языка и литературы педагогического училища были яркие представители  российской интеллигенции. Несмотря на то, что  на их долю выпали и сталинские репрессии и немало лишений, они не сломались, не лишились интереса к жизни, желания служить народу,. Рука об руку прошли они по жизни вместе и сохранили теплоту отношений до конца дней. Для меня они были ярким примером дружбы, любви, верности и преданности, доброты и взаимопонимания. После смерти мужа Анна Ильинична часто уезжала к дочери в Запорожье (Южная Украина), но ее всегда тянуло в Елабугу. Возвращаясь, она всегда говорила: «Только в Елабуге я могу свободно дышать, думать и жить». В августе 1978 года не стало Анны Ильиничны, но добрая память о ней живет сегодня в сердцах многих елабужан.

В августе 1959 года, окончив институт, я приняла заведование детской библиотекой. Много сил и времени занимало решение хозяйственных вопросов. Отопление было печное, дрова заготовляли сами, печи требовали постоянного ремонта. Однажды в Елабугу приехали разведчики нефтяных месторождений, а за ними прибыли и строители, которые, по моей огромной настойчивости, заменили в библиотеке печное отопление на водяное и подключили к отопительной системе текстильной фабрики. Для коллектива библиотеки и читателей это было огромной радостью. В библиотеке стало теплее и уютнее, что, безусловно, положительно сказалось на работе. Потом, было проведена реконструкция внутри здания (увеличены залы). Однако работа с читателями для меня всегда оставалась на первом месте. С развитием и строительством города количество читателей значительно увеличилось, книжный фонд постоянно пополнялся через библиотечный коллектор и за счет местного бюджет, формы и методы работы с читателями становились разнообразнее и интереснее. На базе нашей библиотеки проводились кустовые республиканские семинары по обмену опытом, это ко многому обязывало. Сохранилась фотография  с участниками одного из таких семинаров.
В  году республиканская детская библиотека  проводила республиканский семинар детских библиотек республики. К нам был направлен фотограф из Казани. Фотоснимки были размещены на фото-стенде «Елабужская детская библиотека-библиотека отличной работы». Мне было поручено выступить – поделиться с коллегами опытом работы. Работе библиотеке была дана высокая оценка.  На семинаре принимала участие сотрудник центральной  библиотеки из Москвы, она живо заинтересовалась нашей библиотекой и приехала в Елабугу. Познакомившись с работой детской городской библиотеки, она изъявила желание посмотреть работу с детьми в сельской библиотеке. Нам запрягли лошадь (машины в отделе культуры тогда не было) и мы по снегу поехали в село Бехтерево. Москвичка, никогда раньше не видавшая коня, теперь с большим удовольствием восхищалась заснеженными российскими просторами и простым сельским бытом.
В Бехтеревской сельской библиотеке тогда работала Зинаида Михайловна Гусева, молодая, энергичная, знающая свое дело. Работа сельской библиотеки понравилась. Уезжая из Елабуги, столичная гостья была в восторге. Она воочию убедилась, что в российской глубинке живут чудесные люди, много читают, живо интересуются событиями в стране и за рубежом.

В 1960 году Татарский обком ВЛКСМ и Министерство культуры республики объявили поход за культуру. По результатам данного похода -Злобнов Г.Н.- директор дома культуры и Уфимцева А.А.-заведующая детской библиотекой были награждены значком «Отличник похода за культуру».

Вспоминается еще одно интересное событие. В 1964 году (я в это время уже работала инструктором отдела пропаганды и агитации Елабужского ГК КПСС) в Елабугу приехали писатели ТАССР Г. Паушкин и Р.Кутуй. К ним присоединились наши местные писатели – К.Рашидов и С.Ефремов. Посетив библиотеки города они решили провести встречу с читателями. Встреча проходила в клубе «Комсомолец»
В 1969 году Елабугу посетили  писатели ТАССР Н.Беляев, Г. Паушкин и Л.Григорьева. Они побывали в библиотеках города и посетили Танаевскую сельскую библиотеку
Все дали высокую оценку организации работы библиотек по пропаганде литературы татарских писателей и поэтов.

В моей жизни было немало интересных и значимых событий. Мне выпала честь принять участие во Всесоюзной ударной стройке красивейшего города - Нижнекамска и огромного промышленного нефтехимического комплекса на Нижней Каме, где я проработала 12 лет секретарем исполкома Нижнекамского городского Совета народных депутатов. За что была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Татарской АССР.

Один из местных поэтов того времени писал:
А  вот и новая ступенька взята,
Хоть с первых дней и было трудновато.
Ведь это же такая высота!
Дочь бакенщика стала депутатом.
Однако, где бы я не была, какой бы пост не занимала, в душе я всегда остаюсь библиотекарем. Это мое кредо, это мой излюбленный конек, которому я многим обязана.

А.А.Уфимцева- персональный пенсионер, Ветеран труда.

Листая памяти страницы

После окончания средней школы №1 , я , молодая девчонка, поступала в ЕГПУ на филологический факультет, но получив по немецкому языку оценку «три» -не прошла по конкурсу. Видимо судьба привела меня в библиотечный техникум. Здесь преподавали замечательные педагоги, мастера своего дела – Теренин В.А., Бирюзова Л.З., Романовский С.Т., которые воспитали в нас лучшие человеческие качества и привили любовь к профессии библиотекаря..

После окончания техникума работала в Армалинской сельской библиотеке, затем в библиотеке вечерней школы, а в 1971 году пришла на работу в Центральную детскую библиотеку. Заведующей библиотекой тогда была Соколова В.В. Очень строгая, требовательная. Вначале мне было очень трудно привыкнуть к читателям-детям, т.к. до этого работала в основном со взрослыми читателями. Смущала очень большая посещаемость, приходили целыми классами и группами продленного дня из школ №1,2,5,6, вспомогательной и школы глухих детей. Особенно трудно было с учащимися школы глухих детей, так как они и не слышат и не могут говорить, а мы не понимаем их язык жестов.

Приходилось составлять планы работы ежедневно. Также составляли планы отдельных мероприятий, например в дни зимних каникул, День защиты детей, Неделя детской книги, к Ленинским дням.


В своей работе я опиралась на помощь коллектива библиотеки и учителей школ. Ежегодно в конце декабря в школах проводились Праздники Букваря с учениками 1-х классов. Я, Мингазова Г.И., Горбунова Л.И., Куркина Л.В. шли в школы, договаривались с учителями о посещении первоклассников библиотеки, проводили беседы. Затем их записывали в читатели. И так из года в год, начиная с 1 класса, они становились нашими читателями. С ними мы проводили утренники, беседы, литературные вечера, викторины, читательские конференции, зрительские конференции  совместно с сотрудниками кинотеатра «Кама». Сколько всего было проведено интересного, увлекательного. Мне вспоминается музыкальный вечер, посвященный творчеству композитора П.И.Чайковского. Его готовили совместно с педагогами и учащимися музыкальной школы и студентами ЕГПИ. Звучала фортепьянная музыка.

Очень долго готовились к литературной игре-путешествию «По городам-героям», посвященной 30 -летию Победе в Великой Отечественной войне.

Активное участие в ней приняли учащиеся 8-х классов шк.№1. Завязали переписку с городами-героями, вели дневники путешествий, читали много книг и периодики об этих городах. Заключение путешествия стал Слет участников, состоявшейся в читальном зале библиотеки. Соответственно было и оформление: книжные выставки, на которых были представлены книги и дневники путешествий учащихся. Гостями Слета были: директор школы Сомов М.И., классные руководители и учащиеся. 

Детская библиотека многие годы была базой практики для студентов библиотечного техникума. Студентов привлекали к работе с читателями.

Руководителями практики были Преподаватели Теренин В.А., Бирюзова Л.З., Валеева Н.Г., Никифорова Т.А.. Они всегда охотно оказывали помощь, давали рекомендации, советы, делились новациями в библиотечном деле.

26 лет проработала я в детской библиотеке, очень много провела массовых мероприятий за эти годы.

С приходом в библиотеку в 1989 году зам. директора по работе с детьми Мухсиновой В.А. , работа стала еще интереснее. Валентина Александровна, сама составляла интересные сценарии массовых мероприятий для детей и очень часто проводила их с читателями разного возраста. Детям нравились ее увлекательные, игровые формы работы. Например, игра «Счастливый случай», «Поле чудес». Вспоминается Праздник цветов, когда весь читальный зал буквально «утопал в цвета» принесенных на праздник читателями.

Очень большая работа велась библиотекой по пропаганде творчества писателя-земляка С.Т. Романовского.

Когда появились в печати первые  произведения писателя Соколова В.В. начала вести альбом отзывов  читателей о прочитанных книгах, эта работа затем было продолжена мной.  Жизни и творчеству писателя-земляка была посвящена постоянно действующая книжная выставка  в читальном зале библиотеки, оформлена папка газетно-журнальных вырезок, альбом по его творчеству. Проводилось много разных мероприятий, читательских конференций, лит.вечеров, лит.викторин ,посвященных его творчеству.

Станислав Тимофеевич был моим учителем по культуре речи в библиотечном техникуме. На всю жизнь у меня остались хорошие воспоминания о его интересных уроках, посвященных творчеству многих писателей и художников. Он учил нас культуре речи. Ораторскому искусству, риторике, культуре поведения. Сам был образцом для подражания.

С.Т.Романовского я помню еще с детства. Он был одноклассником моего старшего брата Анатолия Георгиевича Сазутова. Я помню, как они после уроков часто собирались у нас дома и о чем-то увлеченно беседовали, иногда спорили. А мать С.Т.Романовского Любовь Ильинична преподавала в нашей школе физику в старших классах. Я всегда вспоминаю о них с большим уважением.

Брат мой Сазутов А.Г., приезжая в Елабугу из Казани. Всегда навещает сестру С.Т.Романовского Веронику Тимофеевну, у которой собираются бывшие одноклассники Станислава и вспоминают школьные годы.

Я не жалею, что судьба подарила мне  эту профессию. Это так интересно, быть в курсе всех событий в стране, через книги знать историю страны.

А как интересно общаться с читателями, особенно детьми, такими изобретательными, непослушными и благодарными

Сейчас, находясь на пенсии, часто вижу во сне библиотеку, своих коллег и читателей.

На улице встречаю бывших читателей, многие поколения читателей помнят меня, помнят наши беседы о прочитанном, рекомендации новинок .

Очень хорошо, что мой труд не пропал даром, многие читатели стали хорошими людьми.

В.Г.Парамонова, ветеран труда
 
Не оборвать связь времен.
«Человек читающий равен двум» Умберто Эко.

Детская библиотека на Тойминской - так называли этот дом  в старой части Елабуги. Это был памятник и мастерская культурно-воспитательной работы, шедьшей более 70 лет непрерывно… Библиотека в нем  открылась еще в 1936 году, а книги собранные немного раньше  с 1925 года перенесли сюда из  детского отдела районной библиотеки. Даже во время Великой Отечественной войны  здесь шла активная работа, накапливались библиотечные собрания.

И вдруг, в год,  когда библиотека должна была отметить 70-летие,  все исчезло. Осталась лишь архитектурная скорлупа….

В старых библиотечных зданиях хранятся не только книжные собрания. Дому купца Иконникова около 140 лет, и его интерьер предавал атмосферу далекого прошлого. Потому что в нем удивительно сконцентрировалось время- время культуры, материализованное в книгах и своей аурой наполняющее читальные залы.

На протяжении многих лет, я там работала, исходила километры книгохранилищ битком набитых книгами и журналами, дежурила в читальном зале и на абонементе в неповторимой тишине, наполненной голосом разума.

Работавшие там люди- библиотекари и читатели были связаны самыми прекрасными узами дружбы друг с другом и героями книг, живущими в памяти и воображении.

Читатели приходили самые разные.

Больше было школьников, читавших «то, что задано». После чтения они возвращали учебные пособия, справочники, некоторые главы  которых были грязными от тысяч пальцев, а другие – девственно чистыми: так можно было распознать следы школьного обучения. Это  было наглядным доказательством, как механически мелет мельница дидактики: ежегодно в то же самое время те же самые знания оседали в головах все новых поколений.

К счастью, многие любознательные дети пускались в свободные, самостоятельные книжные путешествия. Ненасытность некоторых вызывала восхищение: как будто за короткое время они хотели узнать все обо всем.

А иногда библиотеку посещал кто-нибудь, из тех, кто раньше был здесь читателем , кто испытал соблазн воспоминаний: не ища никаких конкретных сведений многолетней давности, он хотел увидеть то время; вызвать в памяти картины далекого детства.

Такие бескорыстные читатели, листая старые журналы и книги, как-бы просматривали время. Никогда не забуду улыбки, блуждающей по их лицам между кивками- так,  мол, когда-то было.

Были среди юных читателей и те  что не искали в книгах какие-то конкретные сведения, они бегали вдоль полок с энциклопедиями, справочниками, яркими познавательными книгами, доставали то одну, то другую из них, становились все нетерпеливей, если не находили книгу по-настроению, по-душе.

       Главным для нас было то, чтобы наши читатели не выходили из библиотеки с чувством разочарования или неудовлетворенными пожеланиями или потребностями. Книги, предложенные  для чтения, помогали развить интеллект, расширить кругозор, духовно обогатиться юным читателям.

       Во  время  различных массовых мероприятий, Читальный зал превращался в актовый зал полный праздничных голосов ведущих и участников, звучала фортепьянная музыка; выходили литературные герои и читатели замирали ….

Библиотека была востребована всеми, доступна всем. Она никогда не знала ограничений ни возрастных, ни социальных. Можно было быть уверенным, что перед любым, кто придет сюда, никогда не захлопнется дверь, никому не нужно проходить здесь пресловутый «фейс контроль». А все потому что перед нами  был не просто человек, а очень важный человек - наш  юный Читатель.

Но в библиотеку врывалась история наших дней, суровая, жестокая. Возродится ли  она в прежнем виде? Не утратит ли присущий только ей дух?

Работая в настоящее время в центральной библиотеке, с сожалением наблюдаю, что сегодня в библиотеке чаще  всего ищут информацию ради информации, делают ксерокопии и тотчас уходят. А происходит это в реальном пространстве, разумеется, удобном, но обустроенном бездушно. Пока что здесь много читающих мало зачитавшихся

И есть разумеется, совершенно новое, виртуальное пространство Интернет. А может, там в какой-то совершенно иной форме возродится миф и правда Великой библиотеки.

 В.А.Мухсинова- зам директора по работе с детьми Елабужской ЦБС  с1988 по2002 год 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Категория: Мои статьи | Добавил: Valentina (20.10.2013)
Просмотров: 3351 | Теги: библиотека, детская библиотека, елабуга, иистория библиотек | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
423600  г. Елабуга, Казанская 15 7-83-26 e-mail: biblelab@rambler.ru