Маркетинговое библиотечное исследование
«Потребности детей инвалидов и их родителей в библиотечном обслуживании»
Цели анкетирования:
- Определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка-инвалида, получить представления об организации домашнего чтения.
- Выявить степень востребованности библиотеки и ее услуг среди детей-инвалидов и их родителей.
- Использование результатов анкетирования для формулирования предложений по улучшению работы с детьми-инвалидами в библиотеках.
Методы исследования: Анкетирование родителей детей-инвалидов.
Для исследования отношения родителей детей-инвалидов к чтению, как одному из способов социализации ребенка в обществе, их мнения о значении книги и чтения в жизни ребенка инвалида, а также их потребностей в библиотечном обслуживании, в 2014 году нами был проведен анкетный опрос родителей детей-инвалидов. Было опрошено при личном контакте 27 родителей детей-инвалидов.
Из опрошенных 27 человек, 9 детей посещает детский сад, 6 –посещает школу (из них 4 учатся на дому), 3 – посещают учреждения дополнительного образования детей, остальные дети не обучаются ни в одной образовательной организации. Таким образом, можно утверждать, что в Елабуге более 60% детей-инвалидов, охвачено обслуживанием образовательных организаций.
Известно, что инвалидность ребенка накладывает отпечаток на проведение свободного времени и досуга.
В ходе исследования выяснили ответы на вопрос «Как Ваш ребенок проводит свободное время и досуг?» (допускался выбор одного или более вариантов ответов):
Данные, полученные в ходе исследования, раскрывают основные формы свободного времени и досуга детей с ограниченными возможностями (см. табл.).
Таблица 1
Проведение свободного времени и досуга ребенка с ограниченными возможностями
Форма досуга
|
Интенсивность %
|
часто
|
редко
|
никогда
|
Просмотр телепередач, фильмов
|
73
|
21
|
6
|
Посещение кинотеатров, театров, библиотек, концертов, выставок, музеев
|
18
|
75
|
7
|
Прием гостей/поход в гости
|
19
|
68
|
13
|
Чтение
|
54
|
31
|
15
|
Компьютер
|
30
|
46
|
24
|
Занятие физической культурой и спортом
|
10
|
55
|
35
|
Как видно из таблицы, наиболее частыми формами проведения свободного времени и досуга детей с ограниченными возможностями являются просмотр телевизора и чтение. (73% постоянно смотрят телевизор, 21% - редко, 6% - никогда). Исследование подтвердило тот факт, что просмотр телепередач и фильмов по телевизору играет важную роль и лидирует в ежедневном потреблении информации.
Для детей детей-инвалидов и детей, не имеющих инвалидности, предоставляется возможность, как на каникулах, так и во время учебного года посещать различные учреждения культуры. 75% респондентов ответило, что редко посещает учреждения культуры, 18% - регулярно и 7% -никогда. Для инвалидов мероприятия в учреждениях культуры проводятся бесплатно. Мы полагаем, что они получают большую возможность приблизиться к остальным людям и быть в центре интересной общественной и культурной жизни.
Чтение книг, журналов и др. литературы - необходимое качество современного человека. Начитанность и просвещенность является показателем культурного развития личности, необходимый элемент для успешной учебы, активизирует работу мозга, воображение, развивается память и др. Книга и чтение в досуговой деятельности детей-инвалидов играют очень большую роль потому, что, с одной стороны, имея какой-то дефект, вследствие которого ограничивается их доступ к культурным ценностям и источниками информации, а с другой - с помощью этих ценностей дети с ограниченными возможностями быстрее смогут адаптироваться в социум и развить творческие возможности. 54% детей-инвалидов отдают предпочтение в проведении своего досуга книгам. В целом читают в свободное время 85% опрошенных.
Для современных детей и подростков, как имеющих инвалидность, так и нет, совсем недавно появилась, такая форма проведения свободного времени и досуга как компьютер. 30% респондентов регулярно проводят время за экраном компьютера и 46% время от времени.
Важно подчеркнуть следующую тенденцию. Современное информационное общество носит глобальных характер, формируя при этом новый тип культуры, модифицируя, прежде всего, структуру повседневности индивида, внося трансформации в характер его деятельности и общения, что обуславливает появление новых видов досуга. Увлечение компьютером отвечает нормам и ценностям современного общества потребления: теперь дети и подростки могут учиться, общаться, играть, ходить в магазины, делать покупки, слушать музыку, смотреть кино и др. не выходя из дома.
Занятие физической культурой и спортом в большей степени выполняет оздоровительно-рекреационную функцию, через которую выполняется организация и проведение эффективного здорового отдыха. Среди опрошенных детей-инвалидов постоянно занимаются только 10%, 55% - редко и 35% -никогда. Занятие физической культурой и спортом в большей степени выполняет оздоровительно-рекреационную функцию, через которую выполняется организация и проведение эффективного здорового отдыха
Не менее важным видом свободного времени или досуга является прием гостей/поход в гости. Такого мнения придерживаются 87% опрошенных. Это обусловлено тем, что дети являются той социальной группой, которая в силу своего молодого возраста нуждаются в дружеской поддержке со стороны своих сверстников.
Все большую значимость в современной жизни приобретает социализация детей-инвалидов. Социализация ребенка с ограниченными возможностями - это полная включенность ребенка в обычную реальность, при которой его недостаток в процессе компенсационной деятельности не мешает ни ему, ни окружающим.
На вопрос «Что вы понимаете под социализацией детей-инвалидов?» (предлагается выбрать несколько вариантов ответов) родители дали следующие ответы: Адаптацию детей к условиям жизни в окружающем мире – 76 %; Присвоение детьми общественных норм поведения и деятельности - 34 %; «Репетицию» будущих социальных отношений - 35 %; Приобретение человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли - 69%; Развитие индивидуальных способностей ребенка, получение позитивного опыта их применения в социально значимой деятельности - 73 %; Привитие интереса к чтению, воспитание культуры чтения - 41 %; Затрудняюсь ответить- 16 %.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в последнее время отношение детей и взрослых к книге изменилось, интерес к чтению стал падать.
Поэтому мы попросили родителей ответить на вопрос: «На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?». 79 % респондентов ответили утвердительно о необходимости привития интереса к чтению, 5%- отрицательно, 16 % -затруднилось с ответом.
Библиотеки города посещают 19 % респондентов с детьми-инвалидами, 81% - не посещают библиотеки.
На вопрос «Как вы в целом оцениваете ситуацию с библиотечным обслуживанием детей-инвалидов?» дали ответ лишь 3 % опрошенных, они оценили ситуацию как удовлетворительную, остальные ответили «Не задумывались».
На вопрос «Насколько, по Вашему мнению, в библиотеках города созданы современные условия для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья?» никто из опрошенных не назвал условия современными; 10 % - Не совсем современны; 66 % - Совсем устаревшие; 24 % - воздержалось от ответа.
Обе детские библиотеки города находятся на 2-х этажах зданий и совсем не приспособлены для обслуживания детей-инвалидов, за исключением благоприятной, доброжелательной атмосферы, поэтому в детских библиотеках дети - инвалиды – редкие гости.
По ответам респондентов библиотекам не хватает для комфортного обслуживания детей - инвалидов (выбирали по несколько ответов):
95% - Пандусов и лифтов для подъема и перемещения детей с ограниченными возможностями здоровья
90% - Теплых и удобных туалетов для детей с ограниченными возможностями здоровья
30 % - оборудования
75% - возможности дистанционного общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
30% - Возможности по интернету или мобильному телефону связаться с родителями,
14% - Психологов для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
2% - Возможности повышения квалификации библиотекарей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
12% - Затрудняюсь ответить
Тем не менее, респонденты считают, что чтение – это:
7% - хорошее средство развлечения, время препровождения;
93% - полезное занятие.
Исходя из этого, нам очень важно было узнать, какие в семье созданы условия для привития любви и интереса к книге.
У 53 % респондентов есть домашняя библиотека, 21% имеют немного книг, но домашней библиотекой назвать не решаются, 26 % - не имеют домашней библиотеки. Из наиболее ценных книг были названы: А. Барто Стихи, Б. Заходер Сказки, А.-С. Экзюпери «Маленький принц», русские народные сказки, Чуковский «Тараканище», Успенский Э., Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и др. Никто не назвал книги современных детских писателей.
Дети из опрошенных семей предпочтение отдают сказкам – 61 %, стихам - 15 %, книгам о природе - 13 %, Энциклопедиям и книгам познавательного характера -10 %, 2 % респондентов ответили, что у детей нет определенных предпочтений.
Вслух детям читают: 24 % - практически каждый день, 54 % - часто, 12% - редко, 10%м - редко, только по просьбе детей, совсем нет таких, кто бы не читал детям.
Однако все 100% респондентов ответили, что ребенок с удовольствием слушает, если ему читают вслух.
Затем нами был предложен вопрос: «Будет ли интересно вашему ребенку, если библиотекарь будет читать ему дистанционно - через программу Skype?» На него 70 % респондентов ответили положительно, 3% - отрицательно, 27 % затруднилось ответить, тем не менее, согласны попробовать.
Для улучшения качества библиотечного обслуживания детей с ОВЗ родителями было предложено следующее:
1. Хорошо изучить проблемы, с которыми сталкиваются в современном обществе дети-инвалиды, и отдать предпочтение тем социокультурным технологиям, которые создадут доступную и безбарьерную среду.
2. Обеспечить комфортное пребывания детей - инвалидов разной степени мобильности: передвигающихся на колясках с ослабленным зрением, слухом т.д.
Пожелания библиотекарям по организации детского чтения были следующие:
1. Хорошо было бы узнать каково отношение читателей библиотеки к людям, имеющим ограничения по здоровью?
2. Помочь открыть в ребенке "талант читателя".
3. Активное участие детей с инвалидностью в мероприятиях наравне с другими детьми. При проведении должны быть учтены степень, вид ограничений детей, участвующих в мероприятии.
Выводы
Таким образом, анализ результатов анкетного опроса родителей детей - инвалидов позволил нам сформулировать следующие выводы.
Для привлечения в библиотеки детей-инвалидов необходимо активизировать работу детских библиотек. Возможностей у нас для этого достаточно.
Для успешного планирования и осуществления библиотечного обслуживания детей-инвалидов нам надо изучить специфику этого направления работы. Знать проблемы, с которыми они сталкиваются в современном социокультурном обществе, и отдать предпочтение тем социокультурным технологиям, которые создадут доступную и безбарьерную среду.
Привитие интереса к чтению, воспитание культуры чтения и библиотечное обслуживание детей с инвалидностью в целом способствует социализации ребенка в обществе.
Проведенное исследование показывает, что около 19% читающих семей имеют устойчивые читательские потребности и регулярно посещают библиотеку. Но показатель не посещающих библиотеку -81 % говорит о том, что влияния семьи на руководство чтением детей невысоко. Известно ведь, что дети ориентируются на своих родителей. В начале жизни ребёнка именно мама с папой должны воспитывать интерес к чтению.
Кроме того, снижается число семей, имеющих домашние книжные собрания, т.е. семейную библиотеку. 26% опрошенных не имеют книг дома, 21% имеют всего лишь несколько разрозненных, случайных книг, и только менее 53% обладают тем, что можно назвать библиотекой.
Исследование «Потребности детей инвалидов и их родителей в библиотечном обслуживании» показало большую заинтересованность родителей в привлечении детей к чтению и творческом сотрудничестве с библиотекой, в развитии личности ребёнка с ограничениями по здоровью, и в сохранении и развитии традиций семейного чтения.
У библиотеки есть хороший шанс дать новые и равные возможности детям-инвалидам – открыть для них посредством инфокоммуникационных технологий окно в большой мир культуры и искусства. Книга может стать стала ближе к «особым» детям благодаря новым технологиям, внедренным в библиотеке.
Кроме того, определенную перспективу открывает сотрудничество детской библиотеки с Реабилитационным центром, детским домом и другими учреждениями и общественными организациями, осуществляющими поддержку детей-инвалидов. Данные партнерские отношения могут быть выстроены вокруг привития интереса к чтению у инвалидов, проведения различных мероприятий (например, Нового года, Масленицы и др.), встреч и общения детей-инвалидов с читателями библиотеки. Что способствует решению одной из самых острых проблем детей с ограниченными возможностями - это преодоление одиночества.
Безусловно, работники библиотеки относятся к детям-инвалидам со вниманием и чуткостью, но для таких «особых» детей необходимо создать в детских библиотеках безбарьерную, комфортную информационную среду с применением новых современных технологий, которые способны оказать на ребенка благотворное воздействие. Для этого кое-что в городе действительно делается, но качественных сдвигов и пристального внимания к проблемам инвалидов со стороны власти не наблюдается. К сожалению, российские инвалиды слабо включены в социальное пространство города, страны в целом.
Проведенное исследование доказывает актуальность выбранного нами пути вовлечения в проект дистанционного библиотечного обслуживания детей-инвалидов. Сам факт приобщения такого ребенка к миру книг приобретает для него исключительное значение. Удачно подобранная книга и разговор о ней с библиотекарем - событие для этих детей.
Рекомендации
Детская библиотека - это особый мир, хранящий в себе бесценное духовное богатство. И если жизненное пространство ребенка ограничено, если жестокая болезнь лишила его возможности любоваться красотами природы, слушать музыку, играть со сверстниками или даже просто ступить за порог своего дома, то на помощь придут добрые люди и занимательные, интересные книги. Чтение уводит их от депрессии, открывает многоликий и интересный мир. Так дети-инвалиды не только познают окружающую их жизнь, но и осваивают необходимые навыки общения с окружающими, находят друзей, получают возможность творческого развития и самовыражения, перестают чувствовать себя изгоями общества.
Для детской библиотеки имеет смысл предложить читателям совместные массовые мероприятия, в которых участвуют дети без инвалидности и с инвалидностью, принадлежащие к определенной группе (возрастной, по интересам и т.п.) а также активное участие детей с инвалидностью в программе мероприятия наравне с другими детьми.
Обеспечить комфортное пребывания пользователей разной степени мобильности, например, специальные места для детей, передвигающихся на колясках; первые места – для детей с ослабленным зрением, слухом т.д.
Расширить библиотечные услуги для обслуживания «особых» детей с использованием новых информационных технологий, сделать так, чтобы книга стала ближе к детям благодаря новым технологиям, внедренным в библиотеке, ведь понятия книга и компьютер вполне совместимы. Имея средства доступа к новым видам информационных ресурсов, библиотеки могут более эффективно выполнять свои функции. Используя возможности дистанционного обслуживая детей-инвалидов, способствовать тем самым развитию интереса к книге, чтению.
Оформить подписку на детскую художественную литературу проекта Российского детского фонда «Иллюстрированная классика» (книги для детей с ограниченными возможностями).
Организовать семинар «Помощь библиотек в социальной адаптации детей - инвалидов».
Итак, приобщение детей с ограниченными возможностями к чтению – это наша непосредственная задача в работе с этой категорией читателей. Кроме того, в процессе обслуживания библиотечные работники помогут социальной адаптации ребѐнка с ограниченными возможностями в коллектив ровесников - с одной стороны, с другой - воспитают терпимое, доброжелательное, милосердное отношение у обычных читателей к их сверстникам-инвалидам.
Зав. информационно-библиографическим
отделом В. А. Мухсинова
Приложение.
Анкета
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на предложенные вопросы. Выберете один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
1.Ваш ребенок имеет ограничения по здоровью?
Да Нет
2. Ваш ребенок обучается в образовательной организации
- Дошкольного образования
- Общего образования
- Дополнительного образования детей
3. Как Ваш ребенок проводит свободное время и досуг? (выберите один или более вариантов ответов):
- Просмотр телепередач, фильмов
- Редко Никогда
- Посещение кинотеатров, театров, библиотек, концертов, выставок, музеев
- Редко Никогда
- Прием гостей/поход в гости
- Редко Никогда
- Чтение
- Редко Никогда
- Компьютер
- Редко Никогда
- Занятие физической культурой и спортом
- Редко Никогда
4. Что вы понимаете под социализацией детей? (выберите один или более вариантов ответов):
- Адаптацию детей к условиям жизни в окружающем мире
- Присвоение детьми общественных норм поведения и деятельности
- «Репетицию» будущих социальных отношений
- Приобретение человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей социальной роли
- Развитие индивидуальных способностей ребенка, получение позитивного опыта их применения в социально значимой деятельности
- Привитие интереса к чтению, воспитание культуры чтения
- Затрудняюсь ответить
5. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?
Да Нет Затрудняюсь ответить
6.Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку?
Да Нет
7. Как вы в целом оцениваете ситуацию с библиотечным обслуживанием детей-инвалидов?
_______________________________________________________________________________
8. Насколько, по Вашему мнению, в библиотеках города созданы современные условия для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья? (выбор одного ответа из списка)
- Да, современны
- Не совсем современны
- Совсем устаревшие
- Затрудняюсь ответить
9. Чего, на Ваш взгляд, не хватает в библиотеке, которую посещает Ваш ребенок, чтобы она была современной для обеспечения комфортных условий для чтения детей с ограниченными возможностями здоровья? (выбор одного или несколько ответов из списка)
- Пандусов и лифтов для подъема и перемещения детей с ограниченными возможностями здоровья
- Теплых и удобных туалетов для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Оборудования
- Информационных экранов и киосков в фойе, коридоре
- Много новых компьютеров и интерактивных досок
- Возможности дистанционного общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Возможности по интернету или мобильному телефону связаться с родителями,
- Психологов для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Возможности повышения квалификации библиотекарей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Другое
- Затрудняюсь ответить
10. Вы считаете, что чтение – это:
- хорошее средство развлечения, время препровождения;
- полезное занятие;
- Ваш вариант. _______________________________________________________________
11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.
- да, _________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________
12. Часто ли Вы читаете вслух вашему ребенку?
- практически каждый день
- часто
- редко, уделял мало времени этому занятию
- редко, только если попросит
- никогда этим не занимался
13. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?
- сказки;
- стихи;
- литературу о природе;
- энциклопедии, книги познавательного содержания;
нет определенных предпочтений
14. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?
Да Нет
15. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если мы предложим ему почитать вслух через Скайп?
Да Нет Затрудняюсь ответить
16. Ваши идеи: что именно можно сделать для улучшения качества библиотечного обслуживания детей с ОВЗ?________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
17. Ваши просьбы, пожелания библиотекарям по организации детского чтения
____________________________________________________________________________________
Благодарим за ответы.
|